Премия Рунета-2020
Сыктывкар
+3°
Boom metrics
Общество27 февраля 2011 15:00

На ижемской «тушке» заменили первый двигатель

Со дня на день в Ижму прибудут специалисты из КБ «Туполев» и «приедет» второй движок

- Что, все-таки улетит наш памятник ? - недоверчиво спрашивает меня водитель такси.– Да мы уже как будто привыкли к нему, не верится даже, что взлетит – полгода, как-никак у нас тут всероссийская знаменитость стоит…

«Знаменитость» - это ТУ-154, нежданно-негаданно застрявший в Ижме, скромном 5-тысячном райцентре республики Коми, аж с прошлой осени. Обычный рейс Полярный (Якутия)-Москва прервался ЧП 7 сентября: отключилось все электрооборудование и отказала навигация. И кончилось бы все очень плачевно, не «подвернись» пилотам заброшенный аэропорт в райцентре республики Коми. Кто-то из экипажа вспомнил, что неподалеку, в Ижме, раньше была взлетка. Решили садиться – и чудо случилось: пилоты- профи сумели посадить неисправный лайнер даже на короткую взлетную полосу ( для «тушки» по всем нормам не хватало почти 200 метров) , и никто из восьми десятков пассажиров и членов экипажа не получил ни царапины! Все в рубашке родились – говорили потом коллеги-авиаторы. Об этой удивительной истории снимали фильмы телевизиощики, а командиров-пилотов в ноябре представили к званию Героев России.

Первый двигатель доставили в Ижму из Москвы несколько дней назад.

Первый двигатель доставили в Ижму из Москвы несколько дней назад.

Фото: Дарья МАЙОРОВА

Знаменитая «тушка» в центре всеобщего внимания уже полгода. Сейчас – новый виток ажиотажа – ведь якутская авиакомпания «Алроса», чуть не потерявшая лайнер, экипаж и пассажиров, решила наконец вернуть самолет из Коми домой, в аэропорт города Мирный. А ижемцы, прознав о намечающемся взлете местной досторпримечательности, будто напоследок решили с тушкой попрощаться – добираются за 5 км от поселка к самолету, фотографируются на память на фоне лайнера. Техники «Алросы», работающие у самолета, народ не гонят – относятся к такому хобби с пониманием. А скорее всего – работы у спецов невпроворт, ведь до взлета остается всего 2 недели, а сделать надо очень много. С субботы расчищают и сам лайнер, и площадку возле него от снега – за зиму сугробы намело такие, что пришлось техникам все лопаты в местном магазине скупить, да еще и с ижемкими трактористами договариваться, чтоб через несколько дней помогли почистить взлетную полосу.

Знаменитая «тушка» в центре всеобщего внимания уже полгода.

Знаменитая «тушка» в центре всеобщего внимания уже полгода.

Фото: Дарья МАЙОРОВА

В воскресенье - начало большой работы. Замена первого двигателя – его доставили в Ижму из Москвы несколько дней назад.

- Давай , цепляй! Медленнее езжай, не торопись! – группой техников из семи человек умело руководит начальник цеха технического обслуживания мирнинской авиационной компании «Алроса» Игорь Огуло.

Историческое событие заняло в общей сложности четыре часа. Первые два часа у мирнинцев ушло на то, чтобы снять старый. Его закрепили на тросах и с помощью крана сняли. Поднять новый двигатель, который весит 3 с половиной тонны(!) оказалось делом трудным и нервным. Техники ругались, плевались, но через час с небольшим водрузили-таки движок, куда положено.

Это событие, конечно, не может не радовать алросовцев. Малоразговорчивые поначалу техники немного «оттаяли» и даже разрешили после успешно проведенной «операции» корреспонденту «Комсомолки» погреться в балке (на улице-то хоть и не жуткий мороз, но минус 10 – за несколько часов коченеешь). Правда, взамен на такую душевную щедрость попросили вскипятить им чайник и сварить пельменей.

- Сегодня мы его еще закрепим, а основной монтаж будем завтра делать, - объясняет порядок действий руководитель группы Игорь Огуло. – Как только придет второй двигатель – снова примемся за работу.

Со дня на день в Ижму должны приехать десять специалистов из самарского КБ «Туполев». В их задачу входит полный осмотр самолета. Как только самарцы дадут добро и подтвердят готовность самолета ко взлету, а оба движка будут смонтированы, из Ижмы в Москву отправят акт технической готовности воздушного судна к взлету. После его подписания «тушка» и должна взлететь.

Поднимать лайнер в небо, по словам «алросовцев», будет московский летчик-испытатель Рубен Есаян. Сначала легендарный самолет полетит до Ухты, где его будет ждать еще один осмотр и подзаправка, а потом отправится в Самару.

КСТАТИ

Поднимать «тушку» в небо будет легендарный Герой России

Рубен Татевосович Есаян – фигура в гражданской авиации СССР и России поистине легендарная. Зслуженный летчик-испытатель РФ, награжденный орденом мужества и орденом Дроужбы народов, в 2006-м году за мужество при испытании новой летной техники получил и звание Героя России. Родился 24 ноября 1946 года в Ереване. Занимался в аэроклубе, окончил Сасовское лётное училище гражданской авиации , Ленинградскую академию гражданской авиации, а потом и Школу лётчиков-испытателей Министерства авиационной промышленности СССР.

В 1981-1984 годах находился в служебной командировке в Анголе, где совершил большое число вылетов в районы боевых действий гражданской войны в Анголе. В 1983 –м при взлёте в аэропорту Луанды самолёт был подбит зениткой, но при пожаре на борту и отказе двигателя Есаян сумел сделать круг над аэропортом и благополучно посадил повреждённый самолёт.

Знаменитый летчик проводил испытания Ту-334, Ту-154, Ил-76МФ, Ил-96, Ил-114. На самолёте-амфибии Бе-200 в 2004 году установил 5 (!) мировых авиационных рекордов. Занимался моделированием внештатных ситуаций в воздухе для установления причин воздушных аварий и катастроф.

В 2001 году впервые после 10-летнего перерыва выполнил на транспортном самолёте Ил-76 рейс в Антарктиду. Продолжает ежегодно летать в Антарктиду с посадками на ледовые аэродромы. В 2007 году выполнил уникальную операцию по десантированию на полярную станцию «Восток» с самолёта Ил-76ТД 28-ми платформ с дизельным топливом. Выполнял полёты на Южный полюс и центральные районы Антарктиды.

Заместитель Генерального директора - начальник лётно-испытательного центра Федерального государственного унитарного предприятия «Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации».