Премия Рунета-2020
Тверь
+13°
Boom metrics
Происшествия16 июля 2014 14:30

Мечтая о миллионах, ярославский антиквар стал главарем шайки, и грабил древние храмы в Тверской области

Церковных воров остановил лишь свист священника, да полицейская облава [эксклюзив КП]
Бакаляс (справа) и Воробьев (слева) грабили тверские храмы

Бакаляс (справа) и Воробьев (слева) грабили тверские храмы

Церковных воров на Руси издревле называли «клюквенниками». На жаргоне воровском «клюква» - значит церковь. А все потому, что древнерусским татям (ворам) некогда почудилось, что купола храмовые издалека напоминают куст клюквы, обильно усыпанный этой кислой ягодой. Вот так все непросто в воровском мире. Только вот раньше клюквенники зарились в основном на кошельки прихожан, ныне же — на иконы и разную церковную утварь. Для них это не объект преклонения, а антиквариат, предмет искусства, который можно выгодно продать коллекционерам.

Роман с иконами

Жил до недавнего времени в Ярославле рожденный на украинской Луганщине владелец антикварного магазина Роман Бакаляс. И уж очень любил этот 35-летний, постепенно лысеющий человек всякие древности, как, впрочем, и положено любому уважающему себя антиквару. Особенно ценил Роман Владимирович иконы. Мог часами всматриваться в лики святых прикидывая в уме на сколько они могут его обогатить.

Дошло до того, что в 2010 году он не сдержался, да и украл икону в одной из церквушек Ивановской области. Люди в мантии отправили новоявленного клюквенника замаливать грехи в колонию поселение, откуда он и был благополучно и досрочно освобожден спустя полгода после «заточения».

Антиквар Роман Бакаляс

Антиквар Роман Бакаляс

На два года Роман вроде как успокоился. По крайней мере в полицейских сводках его фамилия не фигурировала. Но он вновь сорвался и ступил на путь клюквенника в мае 2013 года.

Полтретьего ночи 7 мая 2013 года в деревеньку Матвеево, что в Спировском районе Тверской области, приехал полноразмерный кроссовер, красавица Ауди Q-7. Утробно урча движком иномарка остановилась возле стен местного храма, церкви Георгия Победоносца и Великомученницы Варвары, ведущей свой многовековой отсчет аж с 1545 года. Из машины, перешептываясь, вылезли двое: антиквар Роман Бакаляс и его подельник — 25-летний ярославец, безработный Ваня Воробьев.

- Ты на стреме, я пошел, - антиквар надел перчатки, схватил саперные ножницы и мигом перекусил дужку дверного замка, открыв себе путь к церковным сокровищам. А поживиться здесь было чем: за полчаса клюквенник вынес из храма на улицу четыре иконы XIX века, которые, по оценкам экспертов, «тянут» на 120 тысяч рублей.

Священник Михаил Ивлев отпугнул воров своим свистом и криками

Священник Михаил Ивлев отпугнул воров своим свистом и криками

В это время в своем доме недалеко от церкви не спал ее настоятель, священник Михаил Ивлев. Батюшку разбудило тревожное СМС — сигнал о том, что в храм проникли (церковь-то оборудована сигнализацией!). Вскочил отец Михаил и ринулся к своей вотчине. На подходе слышит — голоса мужские, топот какой-то. Понял батюшка — воруют! И, первым делом, засвистел, да так, что всех петухов в округе разбудил. А потом гаркнул поставленным голосом:

- Окружай! Заходи со стороны пруда!

Испугались воры так, что все добро, все иконы прямо возле церковных врат и побросали. Ринулись к машине и были таковы. Вскоре на месте были оперативники и криминалисты. Но воров и след простыл.

Николай Угодник в кармане

Спустя полтора месяца, позабывший о ночном свисте священника и оправившийся от неудачи Бакаляс вновь взялся за свое. Тверские храмы его точно в покое не оставляли. На этот раз антиквар устремил свой клюквенный взор на часовенку в деревне Никулино Спировского района. Часовню сию, между прочим, построили за счет местных прихожан. Они же, прихожане, сами сбрасывались и на церковную утварь и иконы. В общем, место это для них стало своим, родным и почитаемым. Особенно они радели за метровую икону Николая Угодника с образом Спасителя и Божьей Матери, написанную в конце XIX века. На нее и позарился Бакаляс.

Подельник Бакаляса Иван Воробьев

Подельник Бакаляса Иван Воробьев

На этот раз рисковать своей персоной он не стал. Поручил Воробьеву найти помощничка для кражи. И тот нашел — ярославского грузчика, 25-летнего Максима Тюмина. Ночью 25 июня 2013 года парочка Воробьев-Тюмин прибыла из Ярославля в Никулино, по-старинке, саперными ножницами, взломала часовню и выкрала икону. На этот раз ворам улыбнулась удача, все прошло тихо-мирно и утром они уже были на родине, в Ярославле, где и отдали икону ценой в 30 тысяч рублей в руки Бакаляса. Антиквар отблагодарил их за это 10 тысячами рублей.

И тогда окрыленный удачей антиквар решился пойти ва-банк — ограбить богатую на древности Церковь Казанской Иконы Божией Матери, что находится на тверской земле, в деревне Шаблыкино Краснохолмского района. В чужие руки дело отдавать не стал. Все с тем же надежным подельником Ваней Воробьевым сел в свою Ауди и сам отправился клюквенничать.

От невесты до туалета один шаг

Ночью 10 июля 2013 года воры были у церкви. По складной лестнице Бакаляс добрался до церковного окна и саперными ножницами перекусил металлическую решетку. Воробьев, по-привычке, был на стреме. Антиквар тем временем вычищал храмовые стены, иконостас и престол.

Собрал 15 икон, одна из которых, Святителя Николая Чудотворца (середина XIX века), оценивается в 300 тысяч рублей. Между прочим, по оценкам экспертов имеет особенную ценность и даже отнесена к памятникам истории и культуры. В довесок прихватил книгу «Четвероевангелие» конца XIX века, оцениваемую в 50 тысяч рублей. В общей сложности вынес из церкви ценностей на 763 тысячи рублей.

И вновь парочка клюквенников споткнулась о свою самонадеянность. Церковь-то была под сигнализацией, и сообщение о взломе поступило аккурат на пульт дежурного Краснохолмского ОВД. Потому, когда Бакаляс с Воробьевым собрались грузить церковное добро в авто, их вновь спугнули. Нет, не свист священника, а полицейское авто.

Церковь Казанской Иконы Божией Матери в деревне Шаблыкино

Церковь Казанской Иконы Божией Матери в деревне Шаблыкино

Воры пустились наутек в разные стороны. Полицейские же, увидев, что храм ограблен, вызвали оперов, а сами стали думать — как им ловить сбежавших клюквенников. Люди оказались опытными и быстро смекнули — бежать-то ворам особо некуда. Из Шаблыкино можно выехать лишь двумя путями: первый — через деревню Лихачево на трассу Красный Холм — Весьегонск. Второй — через дорогу на Красный Холм.

Оцепили, перекрыли, взяли в кольцо, можно сказать, и, как оказалось, не зря. Из леса возле деревеньки Лихачево (недалеко от Шаблыкино) на полицейских вышел мокрый, грязный человек.

- Ты кто, как фамилия?

- Соколов.

- Что здесь делаешь?

- Да к невесте в деревню приехал.

- Что за деревня, как невесту звать?

- … (молчание)

Спустя несколько минут у мужика вырвалась иная версия своего пребывания в лесу.

- Да я мимо ехал, приспичило, остановился, в лес пошел, в туалет, - шептал мужик в растерянности и отирал пот со лба грязной рукой. - Выхожу из кустов — а тут вы!

Максим Тюмин отделался условным сроком

Максим Тюмин отделался условным сроком

Довольно быстро выяснилось, что «Соколов» - не кто иной как Бакаляс. А вскоре, опять-таки благодаря полицейскому оцеплению, на дороге Красный Холм — Весьегонск задержали и Воробьева. Тот отчаянно пытался поймать попутку в сторону Ярославля.

А дальше были допросы, допросы и еще раз допросы. Клюквенники путались в показаниях, юлили, Бакаляс в присутствии следователя даже пытался съесть несколько листов из своего дела. Ком в горле встал — не успел. Вскоре был суд. За церковные набеги троица расплатилась так: Роман Бакаляс — 10 лет строгого режима и штраф 100 тысяч; Иван Воробьев — 8 лет 6 месяцев строгого режима; Максим Тюмин — 2 года условно. Скоро в Тверском областном суде будет рассмотрена апелляция по этому вердикту — антиквар рвется на свободу.

- 24 июля 2014 года апелляционная инстанция Тверского областного суда рассмотрит ряд жалоб на приговор Краснохолмского районного суда от 12 мая 2014 года по уголовному делу о краже икон в районах области, - сообщила "Комсомольской правде пресс-секретарь Тверского областного суда Нина Туманова. -" Стоит отметить,что большинство жалоб на указанный приговор подано Романом Бакалясом.

Именно эти полицейские из Краснохолмского МО МВД России устроили облаву на церковных воров и поймали их

Именно эти полицейские из Краснохолмского МО МВД России устроили облаву на церковных воров и поймали их

Что именно похитил антиквар с подельниками

Церковь Георгия Победоносца и Великомученницы Варвары, село Матвеево:

- Икона «Рождество Богоматери» - 2-я половина XIX века. Цена 50 тысяч рублей; - Икона «Богоматерь Знамение», середина XIX века. 25 тысяч рублей; - Икона «Спас Вседержитель», конец XIX века. 20 тысяч рублей; - Икона «Покров Богоматери», конец XIX века, 25 тысяч рублей.

Часовня в деревне Никулино:

- Икона «Николай Угодник» с образом Спасителя и Божьей Матери, конец XIX века. Цена 30 тысяч рублей.

Церковь Казанской Иконы Божией Матери, деревня Шаблыкино:

- Икона «Святитель Николай Чудотворец», XIX век, 30 тысяч рублей; - Икона «Богоматерь Казанская», конец XIX века. 3000 рублей; - Икона «Уверение Фомы», середина XIX века. 25 тысяч рублей; - Икона «Рождество Богоматери», середина XIX века. 30 тысяч рублей; - Икона «Святая равноапостольная Мария Магдалина», конец XIX века. 20 тысяч рублей; - Икона царских врат «Благовещение», вторая половина XIX века. 50 тысяч рублей; - Икона «Святитель Николай Чудотворец, Богоматерь Скорбящая», конец XIX века. 20 тысяч рублей; - Икона «Спас Вседержитель», середина XIX века. 100 тысяч рублей; - Икона «Избранные святые», середина XIX века. 35 тысяч рублей; - Икона «Святитель Николай Чудотворец», середина XIX века. 300 тысяч рублей; - Книга «Четвероевангелие», конец XIX века. 50 тысяч рублей.