Премия Рунета-2020
Сыктывкар
-3°
Boom metrics
Общество24 февраля 2010 22:00

Скандал вокруг школы-интерната имени Католикова в Сыктывкаре

10-летний воспитанник говорит об издевательствах, директор - о мальчике-фантазере
Источник:kp.ru

На днях СМИ республики облетело сенсационное заявление: в школе-интернате имени Александра Католикова издеваются над ребенком! Заявление сделала сыктывкарка Елена Иванова, рассказавшая об этом не где-нибудь, а на пресс-конференции, проведенной общественным уполномоченным по правам ребенка в Коми Юлией Посевкиной. Героиня пресс-конференции - она же мать мальчика - описывала журналистам, как 10-летний Вадим рассказал ей о побоях и от старших ребят, и от воспитателя… А еще, сообщила Елена, парня непонятно для чего отправляли в психиатрическую больницу – а это, понятно, не самое «веселое» заведение для 10-летнего ребенка…

Правозащитники написали заявление в прокуратуру с просьбой проверить факты жестокого обращения с Вадимом. Написали и Павлу Астахову, Уполномоченному по правам ребенка при Президенте РФ – с надеждой на его вмешательство в ситуацию.

Однако в этой истории далеко не всё так просто. Например, Елена Иванова уже несколько лет юридически не является матерью Вадима – еще в 2003 году ее лишили родительских прав. На такой шаг сотрудники социальных служб решаются не сразу - обычно тогда, когда ребенку в родной семье жить уже нестерпимо. И самая банальная причина такого – пьянство родителей. То, что Елене за столько лет не удалось вернуть сына, женщина объясняет инвалидностью 3-й группы: мол, с ней на работу не устроиться, а без этого в правах не восстановят…

С другой стороны, встречные претензии бывшей матери предъявляют и сотрудники интерната. На прошлой неделе в пресс-центре «Комсомолки» директор заведения Иван Панюков - а именно он теперь законный представитель интересов несовершеннолетнего Вадима - высказал свою точку зрения на заявление Ивановой.

- Перед тем, как попасть в наш детдом, Вадим находился под опекой тети, но был оттуда просто вытащен всё той же Еленой Ивановой, - рассказал подробности невеселой жизни мальчика директор. - Она требовала от сестры деньги, которые та получала, как опекун мальчика...

По словам Ивана Панюкова, в итоге два близких мальчику человека, тетя и бабушка, устав от притязаний экс-матери, решили определить Вадима в детский дом. Ну, а самой Елене, как говорит директор, он предлагал работу – той же уборщицы в интернате. Да только, увидев объем работы, женщина отказалась. Не смогла или не очень хотела работать, даже ради сына?

А судьба Вадима после решения бабушки и тети протекала не гладко. Иван Панюков утверждает: в своих первых казенных стенах, в детском доме в поселке Седкыркещ под Сыктывкаром, Вадим, мягко говоря, не уживался со сверстниками.

- Ребенок уже с 2006 года ежегодно проходит психиатрические обследования, - объяснял журналистам на пресс-конференции нынешний законный представитель. - Осенью 2009 года мальчик проходил обследование, врачи поставили диагноз: задержка психического развития с синдромом эмоционально-волевой неустойчивости…

- А вы знаете, какие у него рисунки! - вступила в разговор Валентина Вережникова, та самая воспитательница, которая, по словам мальчика, регулярно избивала его. - Он всегда человека рисует без головы! И играть он тоже любит не так, как все дети. Вот берет игрушку, медвежонка, зайца, и наматывает ему веревку на шею...

- Всё, что заявил недавно Вадим, он придумал, он ведь мальчик-фантазер, - уверяет Иван Панюков. И добавляет: - У нас был случай, когда воспитательница подняла руку на ребенка, год назад. Но её мы уволили, написали заявление, по которому сейчас идут два уголовных дела. У нас нет тайн, и скрывать мы ничего не собираемся!

В этой скандальной истории пока еще много белых пятен. На днях делом занялась недавно назначенный в Коми уполномоченный по правам ребенка Анастасия Булавина. Возможно, кое-что станет яснее после прокурорской проверки фактов, озвученных Ивановой. А тем временем Вадим живет с Еленой, которая юридически не должна быть рядом с ним – этого права она лишила себя сама много лет назад. Работники интерната пытались забрать парня обратно – но женщина никому не открывает двери и не общается с представителями детского дома. Сейчас свою проверку проводит и министерство образования, однако какие-либо комментарии в ведомстве давать до результатов проверки нам отказались.

Мы продолжим эту тему в одном из следующих номеров.

Cправка «КП»

Сыктывкарская школа-интернат имени А.А.Католикова для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основана в 1956 году. Сейчас в интернате живут и учатся более 200 детей от 3 до 18 лет. У школы есть подсобное хозяйство в селе Межадор. С 1973 по 1996 год школу-интернат возглавлял Александр Католиков, народный учитель СССР. Разработал авторскую методику работы с детьми-сиротами, в которой главное место отводилось трудовому воспитанию.

Комментарий специалиста

Елена Рочева, школьный психолог:

Анастасия Булавина, уполномоченный при Главе Республики Коми по правам ребенка:

- Я встречалась и с руководством дома-интерната, и с мамой мальчика, Еленой Ивановой. В настоящее время Елена Владимировна делает все, чтобы восстановить свои родительские права, встала на учет в Центре занятости населения Сыктывкара. Поскольку она имеет третью группу инвалидности, очень сложно найти подходящую работу, но Елена Владимировна не теряет надежды. По ее словам, знакомые пообещали помочь трудоустроиться в газетном киоске. Ранее она работала в пединституте уборщицей, но эта работа оказалась ей не по силам. Что печалит меня, так это то, что мальчик в данное время не посещает занятия в школе. Не должно быть так. В любом случае сейчас всем участникам этой истории и всем, кто по своей должности будет решать судьбу мальчика, нужно дождаться результатов проверки прокуратуры. Она, я думаю, многое прояснит, но мы должны сделать все, чтобы Вадим жил вместе с мамой и ходил в школу.